ПОЖАЛУЙСТА, ВКЛЮЧИТЕ JAVA SCRIPT, ЧТОБЫ УВИДЕТЬ E-MAIL АДРЕС.
 
 

Антон Бубновский, Глеб Телешов, Евгений Трущенко
Моментальная фотография
Polaroid

 

Галерея «Арка»

Выставка: 4 августа – 21 августа 2010 года
Пресс-конференция с авторами выставки: 3 августа с 16:00 до 18:00

Видимо, с тех пор, как в начале вселенной свету появилось куда упасть, он имеет свойство преломляться. Поначалу этого никто особо не замечал — некому было. Чтобы оценить такую красоту, необходимо иметь пару глаз и немного мозга. Поэтому поляризацией света долго любовались лишь пчелы и павлиновые креветки-богомолы. У них, видать, особый угол зрения с рождения. А люди заметили не сразу. Эразм Бартолин обратил внимание на странное явление в кристаллах известкового шпата в 1669 году. Через двадцать лет преломление света обосновал Христиан Гюйгенс. Эти двое сумели подстроить свое зрение должным образом, а мозг доделал остальное. Потом подключились Ньютон и Малюс.

Недоучившийся студент-химик Эдвин Лэнд изобрел листовой материал, способный поляризовать свет, в 1929-м, запатентовал в 1933-м. Для того, чтобы прекратить бесплодные попытки вырастить единый поляризующий кристалл, а взять и нанести огромное количество таких микроскопических кристаллов на полимерную пленку, видимо, понадобилось как-то радикально изменить угол зрения на проблему. Компанию «Полароид» он основывает в 1937-м, а через 11 лет на рынок выходят первые камеры, умеющие фотографировать, проявлять и печатать изображение почти мгновенно. Тут уж менять угол зрения пришлось публике: искусство запечатлевать мгновение, которое, как и тяга все обосновывать, издавна влекло к себе людей, перестало быть вотчиной мастеров — физиков, оптиков, химиков и художников — и стало доступно буквально кому угодно.

Но и мастеров тянуло побаловаться: в 1970-х годах, вскоре после того, как появились первые карманные камеры «Полароид», корпорация пускала художников к себе поработать — в обмен на некоторые оттиски. Поскольку такие студийные камеры были размером со шкаф, а снимки — полметра на 60 см, некоторое таинство, недоступное непосвященным, в процессе все же оставалось.

Коллекция корпорации «Полароид» насчитывала от 16 до 24 тысяч работ, сделанных истинными художниками: среди них — Энсел Эдамз, Чак Клоуз, Энди Уорхол, Гарри Кэллахан, Имоджин Каннингем, Дэйвид Хокни, Роберт Фрэнк, Хельмут Ньютон, Роберт Раушенберг и другие. По большей части — те, для восприятия чьего творчества зрителю в свое время тоже требовалось подкручивать верьеры. Признанными мастерами все они считаются только теперь.

Революционным фотохудожникам 70-х и «Полароиду», можно сказать, все удалось — массовое сознание пошатнулось и раскрепостилось. Широкая публика поверила в свои силы, в уникальность любого взгляда — и кинулась запечатлевать что угодно и чем угодно. «Мыльницы», «цифровики», «зеркалки» и — о ужас — телефоны есть практически у любого. Любой и фиксирует реальность. Массовое распространение цифровой фотографии, по иронии судьбы, и доконало некогда передовую корпорацию — технология устарела, «Полароид» обанкротился, уникальная коллекция пошла с молотка. Удастся ли им вновь изменить угол зрения, покажет будущее.

Не станем делать вид, будто «POLAROID Exhibition», открывающаяся во Владивостоке 6 августа 2010 года, — веха в истории искусства. Просто трое фотохудожников — Антон Бубновский, Глеб Телешов и Евгений Трущенко — любят эту «аналоговую ретро-технику», умеют с ней работать и хотят разделить с публикой уникальность своих взглядов. Круговая поляризация выходит на новый виток: некогда элитарная технология, ставшая массовой и вроде бы отошедшая в прошлое, опять становится уделом мастеров. И чтобы почувствовать всю красоту этих оттисков, нам опять придется менять угол зрения.

Максим Немцов

 
 













 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.