Выставка: 14 - 29 октября.

Олег Батухтин и
Геннадий Омельченко


«Лестница в небо. В небо?»
Живопись, скульптура, инсталляция.


Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Образ, объединяющий экспонаты, представляющие проект - лестница - один из наиболее значимых и ёмких символов в мифологии человечества. Парадигма, лежащая в основе его трактовок - возможность вознестись, подняться – до Неба, до Идеала, до Совершенства… Однако, нередко человек идёт «вверх по лестнице, ведущей вниз»! И никогда нельзя быть уверенным, что с тобой не происходит именно это. Человек преодолевает ступени жизненной лестницы, и стоило бы задуматься – а куда они ведут?

Олег Батухтин и Геннадий Омельченко – художники разных поколений, разных школ, разных биографий. Что же объединило их в данном проекте? Во-первых, оба они живут в состоянии перманентного духовного непокоя, искания - Истины, смысла жизни, предназначения своего творчества. Во-вторых, проект подвигнул обоих творцов к расширению и преодолению стереотипов, существующих в сознании людей, в связи с понятием «лестница». В-третьих, оба они имеют опыт совместной работы в проекте «Двенадцать» - на мой взгляд, наиболее ярком и оригинальном в приморском искусстве последних лет, недаром он вызвал живой интерес со стороны китайских галеристов и коллег из Дальневосточного художественного музея. Напомню, что к «Двенадцати» Батухтин выполнил дюжину деревянных объектов и предложил нескольким художникам (и себе, в том числе) дополнить их своими решениями - колористическими, пластическими – любыми.

На этот раз он представляет законченные авторские объекты, в которых, так или иначе, использован образ лестницы, ступеней.
 Приглашая к соучастию Омельченко, Батухтин и я (как куратор) рисковали получить отказ. Известно, что Омельченко, бескомпромиссный и беззаветно преданный своему делу мастер, и, если идея ему не понравится – участвовать не будет. Однако художники оказались интересными друг другу, хотя их идейные платформы (как выражались в советские времена) значительно разнятся. О. Батухтин ищет истину в Библии, которую хорошо знает и легко цитирует. Г. Омельченко оперирует понятиями и тезисами, почерпнутыми из разных философских доктрин, от Гегеля до Фейербаха. Объединило их, на мой взгляд, само наличие у обоих определённых принципов и идейных убеждений (довольно редкое, к сожалению, явление в среде современных художников).
          
 Наблюдая трансформацию объектов «Замкнутый круг», «Гитара», «Синий стул», я с удовольствием отмечала, как замысел, поначалу грешащий прямолинейностью, постепенно преображался: за счёт отказа Батухтина от, возможно, дорогих ему деталей, метких, но частных наблюдений, образы приобретали композиционную стройность, цельность, смысловую наполненность.

Так, в «Замкнутом круге» добавился цвет, благодаря этому яснее стали читаться мотивы лестниц (времени? судьбы?) внутри колеса. Легко представить тщетность усилий, прилагаемых человеком для подъёма по одной из них: вот она - верхняя ступень, цель близка – но колесо переворачивается, и ты оказываешься гораздо ниже того места, с которого начинал подъём!

«Синий стул», объект «рэди-мэйд», - благодаря контрастной сине-белой окраске, ненавязчиво, но игриво добавленным лесенкам превратился в репрезентативный и самодостаточный экспонат.

В «Портрете художника», несмотря на условность решения, зритель легко узнает второго участника проекта – Геннадия Омельченко. На мой взгляд, эта работа – большая удача Батухтина. В ней соединилась ясность замысла, точность выбранных выразительных средств и сила эмоционального воздействия.

Геннадий Омельченко и на этот раз продемонстрировал безграничные возможности своего искромётного таланта. Ему удаётся вновь и вновь удивлять коллег и зрителей - не повторяться и оставаться в то же время узнаваемым, отличным от всех других авторов. В чём его секрет? Как это часто бывает – рецепты просты, да не всякому подходят: ежедневный тренинг для глаз, рук, ума, преданность делу всей жизни и… Любовь!

Композиционный строй «Солнечного утра», «Манны небесной», «Млечного пути», «Звездного неба», казалось бы, знаком по произведениям прошлых лет, но как по-новому свежо, я бы сказала, молодо, и в тему проекта они играют! В живописных произведениях Омельченко мотив лестницы преображается в мотив структуры, характерной для его творчества. Это легко объяснить: во-первых, лестница – тоже структура; во-вторых, эта фигура в двухмерном пространстве не столь выразительна, как в трёхмерном. Благодаря системе структур в картинах «Декоративная композиция» (93х68 см), «Жёлтый треугольник», «Дорога с неба» создаётся вибрирующая глубина пространства, ограниченная клетками структур, которые играют в данном случае ту же роль, что и ступени лестниц в объектах Батухтина.

Отмечая достоинства работ каждого из участников выставки, нельзя забывать о главном свойстве, которое непременно должно, на мой взгляд, присутствовать в экспозиции проекта: предметы в своей совокупности обязаны рождать новое, «суммарное», значение, перекликаться друг с другом.
        
В нашем случае, такая «перекличка» происходит, например, между «Замкнутым кругом», «Портретом Г.А. Омельченко», «Гитарой» Батухтина и «Декоративной композицией» (с окружностью – Н.Л.), «Странным портретом» и «Балалайкой» Омельченко.

Новый проект Олега Батухтина и Геннадия Омельченко вызван к жизни желанием поделиться собственными переживаниями, духовными открытиями со зрителем, отвлечь его от меркантилизма и скудости мотиваций, предлагаемых для человеческой личности современным обществом.

Сверхзадача, стоящая перед авторами – показать не просто оригинальные и интересные творческие произведения, но и объединить их в экспозиции, представляющей собой ещё один экспонат. Насколько это удалось – судить зрителю!

 Н.А.ЛЕВДАНСКАЯ, искусствовед,
зав. научным отделом Приморской
государственной картинной галереи.





Галерея современного искусства "Арка"



Галерея современного искусства "Арка"
 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.