19 августа – 5 сентября 2015 года

Алексей Коротков
«Таяние»
Фотография.







Алексей Коротков родился в 1979 году в г.Москва.В творческой биографии Алексея - работа в качестве ассистента у фотографа Сергея Леонтьева («Афиша», г.Москва), мастер-классы и семинары в Penumbra Foundation
(Нью-Йорк), участие в нескольких групповых проектах в Берлине, Лондоне, Сиднее.

Объектом съемки для первой персональной выставки Алексея Короткова стали растения из сада, застывшие во льду. Трансформация живой материи в неподвижное скованное состояние с помощью льда обладает особой привлекательностью игры света на (или в) полупрозрачных предметах и их отражений. Именно в этом фотограф увидел художественную значимость, которую решил показать через монохромную съемку. Экспериментируя с изображениями льда и замороженных в нем различных предметов, являющихся частью природы, Алексею было важно «ухватить» и передать ощущение стабильности и постоянства живой материи, ограниченной рамками, самоуничтожающимися при определенных условиях. Обращая внимание на то, как цветы, листья и травы сочетаются с текстурой ледяной структуры, автор делится своими мыслями о доказательствах непостоянства жизни. Снимая данную серию фотографий, он оставляет за кадрами таяние льда и исчезновение привлекательности явлений, переходящих в стадию распада – неотъемлемой части окружающей нас жизни. Однако с помощью видео Алексей идет дальше, глубже - в самые сокровенные уголки своего сознания, исследуя интересующую его тему, корректно совмещая интеллектуальные размышления с визуальной эстетикой.

Как известно, понимание нашего места в окружающем мире формируется именно благодаря зрению и зрительным впечатлениям. Слова, объясняющие те или иные явления, лишь следствие увиденного. Совершая зрительную работу, мы делаем выбор – смотреть. То есть смотреть – это совершать выбор. В результате сделанного выбора то, что мы видим, становится доступным и ментально (порой только), и физически. Однако при попытке интерпретировать увиденное, облечь визуальное в словесную форму, может произойти искажение смысловой нагрузки образов. Тем более, любое изображение – это воссоздание увиденного раньше, оно воплощает в себе способ конкретного человека видеть, а потому субъективно. Мы никогда не смотрим только на одну вещь, мы смотрим на соотношение между вещами и нами. Поскольку изображение фиксирует специфическую точку зрения и ее создателя, и ее созерцателя, реакция на тот или иной снимок, в первую очередь, - это отражение наших мыслей, нашей системы ценностей, нашего культурного уровня. Поэтому, каким бы обычным или очевидным ни казался снимок, всегда стоит задуматься, а какие могут быть варианты уведённого у фотографа, который выбрал именно этот предмет и перспективу из бесконечности других возможных предметов и перспектив?! Выбор Алексея интересен еще и тем, что он создает свой язык символов. Выявление же символов, лежащих в основе образа и сюжета конкретных произведений, как правило, помогает определиться с философским смыслом.

Человек в принципе предрасположен к созданию символов, поэтому он бессознательно превращает предметы и явления в них, тем самым усиливая их психологический заряд. Определенные символы не нуждаются в подробном толковании. Например, цвет или то, какие качества олицетворяют те или иные птицы и звери – и то, и другое мы воспринимаем на интуитивном уровне. Но некоторые авторские «знаки» выражают личное самоопределение, поэтому нуждаются в пояснениях. В природе достаточно часто можно встретить различные растения, закованные в прозрачный ледовый панцирь. Алексей же воплотил собственноручно свою идею, заморозив растительные элементы во льду.
Символ воды является здесь основой художественного образа, плавно соединяя две реальности – реальность стихийного природного воспроизводства и творческой индивидуальности. Авторское искусство подобно стихии становится творящей силой, способной изменить реальность. Тем самым произведениям можно придать сакральное значение, способность стать движущей силой в развитии культурных процессов.

Трактуя смысл фотографий Алексея с помощью символов, можно увидеть преемственность современного искусства и традиционного. А также как мифологическая картина мира, свойственная древним культурам и цивилизациям, сохраняется в современных формах и образах.
Не смотря на то, что серия фотографий «Таяние» - первый выставочный персональный проект Алексея Короткова и ему еще предстоят личные открытия в поиске технических и художественных решений, можно с уверенностью сказать, что Алексей является зрелой личностью. На сегодняшний день он явно определился, на какие вопросы он хотел бы найти ответы, поэтому ему есть, что сказать зрителю. Будет интересно наблюдать, какие ответы он найдет и какие вопросы заинтересуют его завтра.

Юлия Климко, искусствовед

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.