5 апреля — 30 апреля 2017

Геннадий Омельченко
«ХХI ВЕК.
ПОВЕРХ БАРЬЕРОВ.
От реализма до постмодернизма»

Живопись, графика

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

 

Геннадий Омельченко – почти символическая фигура в приморском искусстве второй половины ХХ века. Он относится к тому узкому кругу художников, которые первыми на Востоке России, по сути, вспахали и засеяли ниву «современного дальневосточного искусства», того искусства, где приоритет теперь принадлежал не качеству, а смысловому выражению и новому концепту.

Художественное творчество Геннадия Омельченко находится как бы на стыке двух эпох: относится одновременно и к области современного искусства Приморья, искусства второго десятилетия XXI века, и уже к истории - «неофициальному изобразительному искусству» периода СССР. При известном желании и знании культурной истории нашей страны, через призму творчества Омельченко можно разглядеть мировоззренческие и жизненные искания той части «творческой интеллигенции», которая еще со времён хрущёвской «оттепели» желала обрести свой «глоток свободы» в закрытом тоталитарном государстве. Но, как и все искусство художников и поэтов второго авангарда, искусство Омельченко никогда не являло собой политическую оппозицию. Его искусство – это позиция человека зрелого, размышляющего, точка зрения художника, которому есть что сказать и чем поделиться со зрителями. И, если это оппозиция, то оппозиция, прежде всего, эстетическая.

Приморские коллеги называют Геннадия Алексеевича Омельченко художником, «который создал себя сам». Действительно, первые уроки живописи Омельченко получил у своего отца – художника, воспитанника реалистической «репинской школы». В дальнейшем, крепкий фундамент профессиональных навыков своего будущего творчества художник заложил для себя в годы обучения во Владивостокском художественном училище под руководством Кирилла Ивановича Шебеки, стоявшего у истоков самобытной и неповторимой приморской школы живописи.

Совершенствование живописных навыков и шлифование эстетических воззрений было продолжено в 70-е и 80-е годы минувшего столетия, в самый разгар дискуссий о «свободе творчества» и роли искусства в жизни общества, во время пребывания уже вполне состоявшегося художника в Домах Творчества «Челюскинская», «Академическая Дача», «Сенеж». И всё же, свои собственные, главные живописные открытия приморский художник сделал уже в начале 1980-х годов в форме абстракций, выбрав для себя в качестве ориентиров, эстетические открытия русского и европейского авангарда начала и середины ХХ столетия. Его поразительно разные по живописным приёмам и композиционным решениям произведения были объединены общим началом - все они имели высокую эмоциональную насыщенность. И самое важное уже тогда все они свидетельствовали о неисчерпаемой фантазии, богатом многообразии идей и, вместе с тем, внутренней художнической цельности Омельченко. Последняя четверть ХХ столетия, это именно то время, когда холст становится для Омельченко ареной борьбы материального и временного, духовного. Духовное начало в искусстве становится для него главным. Работы приобретают новизну, их начинает отличать динамичная экспрессия, хотя сама живопись становится менее тяжелой и плотной. Начиная с этих лет Геннадию Омельченко становится присуща совершенно самобытная система живописного мышления, выводящая его искусство за рамки принятых в то время канонов. Эта особенность сказалась в целом ряде его картин, созданных в последнее десятилетие ушедшего столетия, отмеченных чрезвычайной условностью, предельной обобщённостью или абстрактностью цветовых и стилистических решений.

Школы профессионального мастерства, пройденные Омельченко, и та, что стояла на фундаменте реализма, и та, что выросла из опыта постмодернизма, были важны для художника прежде всего для того, чтобы научиться понимать смыслы современного мира и современного искусства, чтобы научиться говорить о них своим собственным языком, на индивидуальном наречии.
Поэтому каждая новая персональная выставка Омельченко - это всегда удивительный монолог автора, чьи уникальные интонации невозможно спутать ни с какими иными.

На новой выставке в галерее Арка художник представил более тридцати произведений, созданных за последние четыре года последнего десятилетия.  Новые графические и живописные произведения Геннадия Омельченко датируются 2014 - 2017 годами. Хотя в экспозиции можно увидеть и ранние работы, такие как «Сгоревший лес» (1995). Почти все работы выполнены в направлении фигуративной, геометрической и лирической абстракции. Тематика произведений – философские размышления художника о человеке и обществе, о религии, экологии, ответственности людей за среду своего обитания. Таковы композиции – «Бег на месте», «Противостояние», «Единство противоположностей».

Стремясь к выразительности каждого образа своего полотна и к раскрытию его философского начала, Омельченко обращается к беспредметной, почти полностью абстрактной живописи. Она очень живая, нарушаемая лишь энергичным, нервным выходом - то рисунком детали, то геометрическим знаком, формой или символом.

Всё творчество этого приморского художника пронизано мыслями, своей философией, в которой немало иронии и, порой, даже сарказма. По мнению многочисленных последователей и учеников Омельченко, живописные работы их учителя, формально имеющие абстрактное решение, точно также как и музыка, имеют свою тональность и эмоциональное звучание. В каждом холсте, созданном мастером, чувствуется глубина его размышлений о жизни, стремление к её философскому постижению, при этом художник продолжает оставаться чутким современником событий, происходящих в мире.

Выставка в галерее Арка в очередной раз показывает, что сегодня, как и прежде, усилия Геннадия Алексеевича  направлены на выявление новых пластических качеств различных материалов, новых композиционных построений, вызванных, например, столкновением очень далеко отстоящих друг от друга во времени и пространстве идей, образов, предметов, ситуаций, событий. К примеру, ведь для того, чтобы сделать инсталляцию, подобную «Магическому квадрату» (2017), нужны и воспитанное в себе эстетическое чувство, и особое пластическое умение.
Всё искусство художника Омельченко вырастает из его человеческого опыта, который, конечно же, неизмеримо богаче простых наблюдений, эстетических переживаний и связанных с ними рассуждений и теорий. По сути, всё, что воплощено Омельченко за многие годы на бумаге и холсте, в объектах и инсталляциях – это единая, пусть не во всём совершенная, но всё же философская картина мира, где автор использует язык категорий изобразительного искусства. Инструментарий Омельченко - это краски и кисти художника - философа, с помощью которых он пишет свой живописный roman–fleuve.

Каждая новая встреча с творчеством Омельченко окрашена ожиданием, предвкушением чего-то парадоксального, интересного, интригующего. Его выставки – это всегда сплетение самых невероятных персонажей и ситуаций. При этом мастерство художника из Находки настолько велико, что ни один из элементов этого сплетения не выбивается из общей канвы.

Искусство Омельченко всегда сталкивает нас с чем-то неожиданным – на уровне формальных и смысловых решений и потому здесь  не может быть шаблонных критериев оценки его творчества. Конечно, такая дискуссия между зрителем и автором требует больших знаний, а также эмоциональной зрелости.
Сегодня индустрия культуры все сильнее подчиняет себе изобразительное искусство, преобразуя его в модный стиль современности. Художников, не подчиняющихся диктату, становится всё меньше. И тем отраднее наблюдать, что в своём творчестве художник из приморского города Находка Геннадий Омельченко как раз бежит моды, думая о вечных материях, пытаясь перейти собственные границы, стать «художником вне времени», чтобы в итоге достичь того, что именуется настоящим искусством. Искусством без ограничений и без барьеров.


Л. Козлова,
Член АИК, член Союза художников России,
Хабаровск, апрель 2017


 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.