24 января — 17 февраля 2018 года

Александр Гунзенов
«Эйдосова мельница»

живопись, графика

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

Галерея современного искусства "Арка"

 

 

«Эйдосова мельница» — персональная выставка Александра Гунзенова, в экспозицию которой вошло 25 портретов, написанных в период с 1989 года по 2017 год, включая автопортрет «Моя мельница», который рассказывает о мире художника, поиске самого себя и созерцании сложного мира образов.

Название выставки предлагает зрителю оттолкнуться от этимологического значения слова «эйдос» — термина античной философии и литературы, первоначально обозначавший «видимое», «то, что видно», «облик», но постепенно получивший более глубокий смысл. У эйдоса как у понятия есть своя история, но мы коснёмся только тех аспектов, которые связаны с учением Платона и А. Ф. Лосева, особенностью рассуждений которых были взаимоотношения эйдоса и слова, то есть эйдоса и человеческого способа общения. Если кратко, то Лосев развил идею Платона о том, что эйдос — это внутренняя категория, не внешний образ, а смысл. Эйдос сам по себе обладает как категорией «особенное», так и категорией «общее». Ведь если мы смотрим на лица людей, то у всех есть глаза, лоб, губы, но мы различаем их. Но когда мы говорим «различаем», то мы уже не в статике, где есть лоб, глаза, губы, а в некой конструктивной динамике. То есть в процессе восприятия мы конструируем образ некими универсальными понятиями Универсума. Это созвучно с идеей фундаментальной простоты, по которой действует устройство мира — существует предельный «шаблон», по которому человек может понимать друг друга и конструировать мир. Порой шаблон сильно отличается от того, как мы конструируем в своём бытовом мире, который при этом всё равно содержит все элементы, соответствующие контексту эйдоса. Поэтому «универсальный язык», которым мы общаемся друг с другом в разных областях, обязательно содержит идею эйдоса.

Художник также конструирует жизнь посредством «эйдосов», при этом оперирует как буквальными образами, так и глубинными смыслами. Для него «эйдос» — абсолют познания и передачи знаний другим. Создавать, находить, обдумывать эти образы бывает крайне тяжело психологически, по сколько за каждым стоит жизнь, проблема выбора, сложные ситуации: порой назидательные, порой созидающие, порой соблазняющие, порой развращающие. Художник предлагает диалог, обмен мнениями по поводу тех «эйдосов», которые рождаются в сознании или привлекают внимание в реальности.

Говоря о творчестве Александра Гунзенова, сложно апеллировать только к западноевропейской традиции. Александр воспитанник академической школы живописи, родился в Бурятии и является носителем культур народов центрально-азиатского региона, в котором национальное своеобразие взросло на обособленных территориях. В нём соединяются рациональность, натуралистичность с интуицией и одухотворенностью. Возможно, именно поэтому выставка портретов Александра Гунзенова обладает особым свойством — изображения людей притягивают взгляд, побуждая возвращаться к каждому произведению, чтобы проникнуть в тайны человеческой души.

Александр придерживается реалистической манеры: в его картинах легко узнаваемы черты лица моделей и время. Портреты отличает драматичность, переданная через выражение лиц героев, интерьеры, в которые художник их поместил. Автор стремится отразить эмоции, чувства, духовное состояние людей — их внутреннюю сущность. Изображая обыкновенных людей, портреты выходят чуть более строгими и холодными, словно подтверждая, что кризис личности в ХХ веке плавно перешел в век XXI. Картины не демонстрируют новых идей и тенденций, не дарят уверенности в сегодняшнем дне и надежды на светлое будущее, в них чуть больше тревоги, чтобы говорить исключительно о красоте и радости. Александр Гунзенов использует жесты, полуповороты тела, акценты поз, штрихи одежды, оставляет некоторые участки тела незавершенными, давая возможность зрителю самому осмыслить и сделать вывод, как выглядит герой нашего времени. Перемалывая отдельные образы «мельница» художника создает Единый портрет эпохи.

Юлия Климко, искусствовед

 
e-mail:
Design: Создание сайтов во Владивостоке AWD Studio
© 2001 — 2022 Галерея «Арка», Все права защищены.